Разговоры о важном

  19.12.22 г.         ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

 Цель занятия: формировать у обучающихся представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.


Сегодня мы с вами поговорим о Дне Героев Отечества. 

Эту памятную дату в России традиционно отмечают 9 декабря. В этот день мы вспоминаем героев нашей страны, их подвиги, а также благодарим тех, кто внёс огромный вклад в развитие и укрепление безопасности нашей страны. 
Я задам сейчас вам вопрос, который кажется очень простым: как вы считаете, кто такой герой? Каких героев вы помните из нашей истории? Знаете ли вы героев – наших современников? 
Я не зря подчеркиваю, что вопрос о том, кто такой герой, только кажется простым.
 Героем можно считать храброго человека, который встает на защиту своего народа. Это правда, мы знаем такие примеры героев из нашей истории. Но герой – это не только воин. 

Наш разговор мы продолжим просмотром интервью с Героем России Дмитрием Перминовым. 
За какой поступок Дмитрий Пéрминов получил такое высокое звание? 
  
       В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической            операции на территории Республики Дагестан.                                                           
        29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще 7 бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к       нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который  этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и рискуя своей жизнью выбросил   ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей.                           

Послушайте, пожалуйста, что говорит о герое и о подвиге Дмитрий Сергеевич. 






        Каждое время требует своих героев.
        В исторические моменты, моменты внешней угрозы, героями становились те, кто с оружием защищают страну. 
        Мы помним наших воинов Великой Отечественной войны и других сражений. Героизм проявили космонавты (Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов) и те люди, которые готовили их полеты. 
        Мы видим, что герои есть и сейчас. Это те, кто спасает людей в экстренных ситуациях: мы хорошо помним героизм наших врачей в начале пандемии в 2020 году, известен пример летчика Дамира Юсупова, который смог посадить пассажирский самолет и спас 233 жизни. 

        Предлагаю посмотреть несколько сюжетов о реальных историях
 и подумать, что их объединяет? 

                ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТИ ВИДЕОРОЛИКИ:

Алдар Цыденжапов


Сергей Сотников


Как вы думаете, что объединяет эти истории? 
Какую мысль авторы хотели довести до зрителей, то есть вас? 
      Важно ПОНЯТЬ, что люди шли на сознательный выбор.
      Медицинские работники всегда спасали и продолжают спасать человеческие жизни. С одной стороны, о них говорят, что они настоящие герои мирной жизни. Но, с другой стороны, врачи – профессионалы, которые, следуя многовековой врачебной этике, говорят: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного…».      Получается, что, как и пожарные, и спасатели, врачи исполняют свой долг? Геройство ли это?
      Важно ПОНЯТЬ , что долг – не геройство в общем смысле.
Когда же долг превращается в героический поступок?
     Когда люди, зная о глубокой опасности выбранного дела, жертвуют собой, здоровьем и часто жизнью ради других людей.
Настоящих героев в первом сюжете несколько. 
     И сержант, который продолжал сражаться вместе с товарищами, и хирурги, которые провели труднейшую операцию в крайне опасных условиях. 
    Их задача понятна – спасти жизнь пациента. Но мог произойти настоящий взрыв. Какой выбор сделали врачи? Ведь случись худшее, могли погибнуть сразу несколько человек – и сержант, и операционная бригада. 
 Вывод: долг врача – облегчить страдания больного. Они выполняли свой долг. 

 Какой выбор сделал 19-летний Алдар Цыденжапов?
      19 лет – это очень юный возраст.
      Он всего лишь на 2-3 года был старше вас. Как могла развиваться ситуация, если бы он не провел те 9 секунд в центре пожара, то есть обгорел практически на 100%? 
      Он остался бы жив… Позвал на помощь… Хотя потеря этих секунд означала бы взрыв всего корабля целиком – никто не выжил бы или очень мало людей. 
     То есть выбор был между тем, сохранить свою жизнь (и мы понимаем, что это тоже было маловероятно) или пожертвовать собой ради всего экипажа? 
      Как вы думаете, было ли у Алдара время на раздумье? 
      Нет.Это решение он принял, получается, не задумываясь.
      Можно ли его поступок назвать геройским? Очевидно, что да. А осознавал ли это почти ваш ровесник, что совершает подвиг? Скорее всего, нет.  Тогда не слава героя, а что его заставило так поступить? 
     Действительно, мы понимаем, что каждый из героев оказывается перед выбором: своя жизнь и здоровье или жизнь, здоровье и благополучие тех, кто рядом с ним, неважно, один это человек или несколько сотен. Нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни. И герой тот, кто позволяет себе его сделать в пользу других, в пользу своей Родины. 
  
   Герой последней истории вообще не потерял жизнь и даже здоровье. 
Просто 20 лет расчищал взлетно-посадочную полосу бывшего действующего аэродрома. Настоящий ли он герой? Можно ли применить к нему такое пафосное слово?
    Нет. Это не героизм, просто человек считал, что так надо делать. 
    Но если нет обратной связи, если Сергей Михайлович Сотников не делал свою работу за зарплату (аэродром закрыли, перестали считать, что он есть), в течение 20 лет сохранял то, что считал пригодным к использованию
     Какой выбор он делал?  Выбор между «забыть» и «сохранять». Если взлетно-посадочная полоса была сделана хорошо и не была разрушена за эти 20 лет, то сохранить ее в таком отдаленном регионе означает - дать возможность спастись.
      Думал ли Сотников, что он спасет людей?
      Не приземлись самолет, как вы думаете, продолжил бы он еще ухаживать за взлетнопосадочной полосой годами? 
Скорее всего, да. Это означает, что он считал себя ответственным за аэродромное хозяйство, ему не было все равно, что с ним будет. 
     Тогда Сотников – герой? 
      Да, можно сказать, что и он герой. Его нравственный выбор – делать все, чтобы сохранить взлетно-посадочную полосу – вдруг случится так, что она понадобится. Так произошло, и он спас сотню человек просто своим ответственным отношением к жизни.

Есть такое понятие как «бессознательный героизм».
 В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы ориентированы на помощь окружающим, ожидая, что можем получить помощь в ответ. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм.
Учеными названы стимулы для подвига. 
Это  любовь к Родине, ненависть к врагу, товарищество, взаимовыручка, стремление отличиться, а иногда даже и получить награду. Причины разные, но и люди разные. Какой выбор они делают, зависит от ситуации. Но очень важна при этом вот какая деталь: помнят ли они о других, считают ли себя достойными героического прошлого нашей страны.
Героем может стать не только взрослый, но и ребенок.
Таких примеров не мало. Существует ряд ресурсов, которые нас знакомят с героическими поступками юных жителей нашей страны. Слышали ли вы о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце»? 

Здесь представлены истории «Горячих сердец» - детей и молодых ребят, проявивших неравнодушие и активную гражданскую позицию, бескорыстно пришедших на помощь людям или преодолевших трудные жизненные ситуации. 

     А ситуация выбора с нами всегда, и каждый человек, каждый из вас - потенциальный герой.

  •       Герой может совершить поступок, который изменит ход истории, откликнется в сердцах людей. 
  •       Герой – тот, кто неравнодушен, кому есть дело до сути вещей, для которого справедливость, долг, честь являются главными словами в жизни. 
  •       А ситуация выбора с нами всегда, и каждый человек, каждый из вас - потенциальный герой. 
  •       Герой может совершить поступок, который изменит ход истории, откликнется в сердцах людей. 
  •       Герой – тот, кто неравнодушен, кому есть дело до сути вещей, для которого справедливость, долг, честь являются главными словами в жизни.

12.12.22             День Конституции

Наше занятие будет посвящено Конституции Российской Федерации, которая была принята почти 30 лет назад — 12 декабря 1993 г. Этот день с тех пор является в нашей стране государственным праздником — Днём Конституции. 

Конституция – это Основной закон страны, который имеет высшую юридическую силу. Иными словами, это означает, что все остальные законы нашей страны не должны противоречить Конституции и должны создавать условия для исполнения тех важных постулатов, которые заложены в ней. И если в Конституции говорится, что дети – важнейший приоритет государства, это значит, что государство создает все условия для заботы о ребенке, условия для его развития, комфортной жизни. Положения Конституции регулируют различные стороны жизни нашей страны. Сегодняшний разговор мы построим с учетом уже полученных вами знаний и направим его на более глубокое понимание значения этого документа для нашего общества, государства и каждого из нас как гражданина России.

Высшая государственная власть в Российской Федерации, согласно Конституции, осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством России, судами Российской Федерации. 

В системе органов государственной власти Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение. Полномочия высших органов власти, порядок их формирования, принципы взаимодействия определены в Конституции Российской Федерации и конкретизированы в ряде федеральных законов.

 В Конституции Российской Федерации закреплено федеративное устройство нашего государства. Российскую Федерацию образуют республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Субъекты Российской Федерации равноправны между собой в отношениях с федеральными органами власти. 

В Конституции определены полномочия, закрепленные за центральной властью, а также вопросы совместного ведения государства и его субъектов. За пределами этих полномочий субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

 В Конституции закреплен достаточно сложный порядок внесения поправок и ее пересмотра. Так, положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для их пересмотра при соблюдении определенных условий происходит созыв Конституционного собрания.

Почему положения 1 и 2 глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием?В этих главах рассмотрены основы конституционного строя России, описывается наше государство, устанавливаются основные права и свободы россиян, поэтому они не могут быть пересмотрены одним органом власти.

Вместе с тем Конституция не является сводом раз и навсегда данных норм и положений. Жизнь не стоит на месте, и внесение изменений в основной закон в определенные периоды развития нашего общества становится необходимостью.

 Наиболее значительные поправки были внесены в 2020 г. Было предложено 206 поправок к 42 статьям Основного закона. Как и сама Конституция, они вводились по результатам общероссийского голосования.

 А какие поправки были внесены в Конституцию в 2022 году? Недавно состоялось вступление новых субъектов в состав Российской Федерации, что уже закреплено в Конституции Российской Федерации. Этими субъектами являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области.

Ежегодно 12 декабря в честь Дня Конституции проходит всероссийский тест на знание Конституции Российской Федерации, в котором могут принять участие все желающие. Проверить свои знания вы можете сегодня в течение дня, а сейчас я предлагаю   пройти часть теста предыдущих лет. 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ-ИГРА

05.12.22

«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ» 

Цель занятия: формирование представления о жизни как проявлении себя в различных видах волонтёрской деятельности, воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

   Сегодня, 5 декабря, наша страна отмечает День волонтера. Сегодняшний разговор о важном посвящен людям, которые своими ежедневными делами делают наш мир добрее и счастливее. В России быть волонтером очень почетно. Государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку. Много знаменитых людей занимаются волонтерской деятельностью. Один из них - Константин Юрьевич Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, и со своей командой старается делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни. 

   Давайте, попробуем описать людей, которых принято называть волонтёрами? Что побуждает людей заниматься волонтёрской деятельностью?

 Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о Дне волонтера в России.

      Волонтёром может стать любой желающий. Для несовершеннолетних старше 14 лет необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.  Взрослые люди могут принять участие в самых разных направлениях оказания безвозмездной помощи. 

Социальное волонтёрство. Это помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям из детских домов и детям, находящимся на длительном лечении в больницах. 

Экологическое волонтёрство. Эковолонтёры сажают деревья, охраняют заповедные территории, очищают водоёмы, организуют раздельный сбор мусора. 

Патриотическое волонтёрство. Волонтёры патриотического направления восстанавливают и сохраняют памятники героям Отечества, помогают ветеранам боевых действий, рассказывают о героях и достижениях страны через интеллектуальные игры, квесты и другие мероприятия. Зооволонтёрство. Зооволонтёры помогают бездомным животным, заботятся, кормят, гуляют и играют с животными в приютах, выставки по их пристройству и организуют сборы необходимых товаров.

Спортивное волонтёрство. Помощь в организации и проведении крупных спортивных мероприятий. Волонтёры помогают судьям, сопровождают участников соревнований и болельщиков.            

 И это далеко не все направления волонтёрской деятельности.Оказывается, есть место, где можно встретиться с эковолонтёрами сразу со всех уголков России, я сейчас вас с ним познакомлю! Добро пожаловать на платформу «ЭКОСÓФИЯ»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ «ФИЛВОРД»  КАК РАБОТАТЬ С ИНТЕРАКТИВОМ «ФИЛВОРД» Правила игры - самостоятельная  игра. Необходимо предоставить слова по теме урока.  Вы ищете и вычеркиваете слова. Игра заканчивается, когда ненайденных слов не остается. Для того чтобы выделить на решетке филворда нужное слово, можно набирать все буквы слова подряд. Слова располагаются по горизонтали или по вертикали. Подсказки, какие слова загаданы в филворде, даны в сценарии занятия, также, как и тематика загаданных слов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

     Рекомендую в свободное время посмотреть вместе с родителями фильм о волонтёрстве «#ЯВолонтёр. Истории неравнодушных» и короткометражный фильм о невероятной силе добра и милосердия «ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ» на канале ВКонтакте «ПРО ЛЮДЕЙ и ПРО ВОЙНУ» 

 Презентации о Добро.Университете  Добро.Университет – это ресурс для тех, кто хочет стать волонтёром или побольше узнать о добровольчестве. В Добро.Университете вы познакомитесь с нормами и правилами волонтёрства, узнаете, как устроена работа волонтёра изнутри, разберётесь, какое из направлений волонтёрства вам ближе, сможете приобрести навыки, необходимые для зооволонтёрства, получите ответ на вопрос, как присоединиться к волонтёрскому движению в сфере экологии, и многое другое.

Сегодня, мы убедились, что участие в волонтёрском движении даёт возможность реализовать себя, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру. А чтобы стать волонтёром, достаточно лишь вашего желания.

28.11.22

«СИМВОЛЫ РОССИИ»

 Цель: на основе имеющихся знаний расширить представления обучающихся об истории официальных символов страны (герб, гимн, флаг), отражающих её суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, историческую самобытность нации, объединяющего начала государства для всех граждан.


Задание № 1.Вы получает текст Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, полностью или частично соответствующие закону. Задача: определить, какие гербы соответствуют требованиям закона, а какие нет. 
Задание № 2 Перед вами ряд фотографий, предлагаю обсудить, что их объединяет, есть ли у них общая смысловая нагрузка?

Сегодня мы говорили о государственной символике и тех моментах, когда используется гимн, герб или флаг нашей страны.  В жизни вы совершите много добрых, полезных и важных для страны дел, за которые многие из вас получат заслуженные награды: грамоты, почётные знаки, медали, а может, даже и ордена. И на многих из них и удостоверениях к ним будет изображён Государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и её народом.

21.11.22

«МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ» 

Цель занятия: формирование понимания роли матери в семье на основе равноправия членов семьи, равной ответственности; воспитание любви и уважения к матери, стремления помогать и заботиться о ней; формирование представления о традиционной семье.

     Материнство – величайшее предназначение и счастье каждой женщины. Быть матерью – это и великий дар, и великий труд. Принеся в этот мир беспомощное существо, мама заботится о своём малыше, оберегает его, отдавая ему все свои силы и время, преподносит ребёнку первые уроки доброты и нравственности. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сколько стихов и прозы написано о матери – точно подсчитать, наверное, и нельзя. Однако у каждого из нас находятся слова для мамы, самые лучшие, самые нежные слова! Попробуем найти их в первом задании – филворде. Какие чувства мама испытывает к своему ребёнку всю жизнь? А как мы относимся к маме, что чувствуем в ответ

Работа с интерактивным заданием № 1. Филворд.Любовь, забота, защита, нежность, доброта, тепло, счастье, поддержка, уважение, гордость, понимание, чуткость

Правила игры. Выбираете "одна команда".  Самостоятельно  необходимо предоставить слова по теме урока.  Ищете и вычеркиваете  слова.  Игра заканчивается, когда ненайденных слов не остается. Для того чтобы выделить на решетке филворда нужное слово, необходимо по одной букве кликать мышкой . Буквы могут располагаться в любом направлении, кроме диагонали. Если слово набрано неправильно или игра не вычеркивает набранное слово, можно попробовать нажать на такие же соседние буквы – вероятно, расположение букв, задуманное разработчиками игры, отличается от набранного Вами.

    Говоря о подвиге, мы часто слышим слова «героический поступок», «подвиг героя». А что такое, по-вашему, материнский подвиг? Каждая ли мать совершает подвиг? В каких ситуациях она совершает подвиг? Какие качества присущи женщине, матери, совершающей подвиг? Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы и тем самым составить образ, портрет матери, совершившей, совершающей или готовой совершить свой материнский подвиг. 

Прочитайте отрывки из известных литературных  произведений, посвящённые матери (в прозе или стихах).Перейти по ссылке. Используя текст, кратко сформулируйте ответы на следующие вопросы: 1. Какими качествами (характеристиками) обладает мать, о которой идёт речь в тексте? 2. Какие поступки (действия) совершает мать, о которой идёт речь в тексте? 3. Какой подвиг совершает мать, о которой идёт речь в тексте? Ответ нужно дать кратко (в 2–3 словах) на каждый вопрос

    Подвиги, которые совершили эти матери, действительно достойны и вызывают гордость и восхищение. Но наши мамы, которые воспитывают детей, работают, заслуживают признание и добрые слова? Задумаемся, обычно в семье один, реже два, ещё реже три ребёнка. А если детей больше? Как мама может всё успеть – и по дому, и со всеми поговорить и обсудить самые важные дела у своих детей? Не секрет, что многодетные семьи бывают разные, в них могут поразному относиться к детям, и жизнь таких семей может быть благополучная, а может быть и не очень. Однако для тех семей, где родители действительно заботятся о гармоничном развитии детей, государство предусмотрело самую разнообразную поддержку.


Высокое звание матери и её ежедневный подвиг в воспитании детей глубоко почитается в нашей стране. Мама – человек особого предназначения в жизни каждого человека. Материнская любовь и забота – самое ценное, что есть в жизни человека. Мама всегда рядом, всегда выслушает и поддержит. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Эту особую, важную роль матери в жизни каждого из нас всегда подчёркивали русские поэты

Работа с интерактивным заданием №2«Мама – особое слово»

10.11.22

 «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ» 

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны. 

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм, любовь к Родине. 

   Большинство народов России на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, – единая общность, россияне. Велика роль русского языка в жизни, истории и культуре нашей страны. Он не только объединяет народы, живущие в России, являясь государственным языком, он также является родным языком для миллионов россиян. При этом у каждого россиянина есть конституционное право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

   Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека. Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки на языках народов Российской Федерации. Известно, что языки могут исчезнуть, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах: идёт сужение языковой карты мира.

   Лингвисты говорят, что набирает обороты так называемый планетарный языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдаётся не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации. Мир встаёт перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж.

   Правительство нашей страны понимает: теряя языки, общество беднеет, поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так многое делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации. Решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов  страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям являются основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

   Знаете ли вы, что существует Общероссийское общественное движение – Молодёжная Ассамблея народов России «МЫ – РОССИЯНЕ»? Первый общероссийский форум «МЫ – РОССИЯНЕ» был проведён в 2000 году в столице Удмуртской Республики городе Ижевске. С 2000 года Молодёжная Ассамблея «МЫ – РОССИЯНЕ» совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России» проводит различные мероприятия и проекты, направленные на сохранение и развитие культур и традиций народов России. Например, в ноябре 2021 года в Москве прошёл Московский международный форум медиаэкспертов и блогеров «ЭтноТок». Это проект по поддержке молодых блогеров, журналистов и лидеров мнений, которые создают контент, помогающий гостям столицы адаптироваться к жизни в новых условиях, и рассказывают о городе своим соотечественникам и подписчикам. Согласитесь, во многом от каждого из нас зависит, каким будет имидж многонациональной России, а также имидж тех народов, которые каждый из вас представляет. Информацию об особенностях каждого региона нашей страны можно найти на разных сайтах. Картина нашей уникальной России – это картина нашей с вами жизни! 

    Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга? Какова роль русского языка в нашей стране? С какой целью в Российской Федерации создаются условия для сохранения родных языков и культуры народов? Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. 

ПОДРОБНОСТИ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА)И  ЕЩЕ 

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Как говорится: местные слова в разных регионах России

07.11.22

31.10.22

«МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!»

 Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине. 

Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий единение, сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации – «День народного единства». 

– Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа он отмечается и почему? – Почему праздник назван «День народного единства»? Что вы понимаете под «единством» народа? – Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке. – Подумайте, важно ли нашей группе быть единым, одной дружной «семьей», настоящей командой? Аргументируйте свой ответ.

 Давайте погрузимся в историю нашей страны и вспомним те события, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. – Почему это время названо Смутным? – Что вы знаете о Смутном времени из курса истории? Педагог (в дополнение к ответам обучающихся). Смутное время – период в истории России в начале XVII века. Тяжелые события произошли в то время: восьмилетний сын Ивана Грозного Дмитрий погиб в Угличе (тайна его смерти не раскрыта по сей день), на царство впервые за семьсот лет встал человек, не имеющий отношения к династии Рюриковичей – Борис Годунов, стали появляться самозванцы, продолжалась борьба за трон приближенных к власти людей. Именно в это время, когда для страны важно было решать внутренние проблемы, обострилась внешняя обстановка. Речь Посполитая (объединенные Польша и Литва) спешила воспользоваться слабостью нашей страны, частично захватить территорию, разграбить русские земли, захватить ее западные области. Очень скоро, когда стал очевиден кризис государственной власти, возникли планы полной оккупации России и постепенной ликвидации православия. В это тяжелое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать захватчиков из Москвы. Давайте вспомним, что произошло дальше, посмотрев видеоролик. Во время просмотра подумайте, какие слова могли бы стать ключевыми для нашего занятия, посвященного Дню народного единства.

ВИДЕО ЗДЕСЬ

Мы пришли к выводу, что сплоченность народа в период разного рода трудностей является залогом победы. Не стоит забывать, что Россия – многонациональное государство. На протяжении многих веков крепнет дружба между народами, живущими в России: русские, татары, якуты, башкиры, буряты и т.д. – этот список можно продолжать долго. Все они встали плечом к плечу на защиту нашей страны, внесли значительный вклад в ее социально-политическое и культурное развитие, сплотились для противостояния трудностям. Сохранность независимости и внутреннего единства страны – вот главное, что стало результатом борьбы с врагом в период Смутного времени. Укрепив государство изнутри, Россия сконцентрировалась на защите западных границ. Несколько позже, в середине XVII века, русские земли были возвращены из-под иноземной оккупации. Дальнейшая история нашей страны знает много великих побед в мирной жизни и в сражениях. Наш народ умел сплачиваться всегда. 

Дополнительный материал

      Во второй половине 1611 года, со взятием Смоленска и Новгорода, с усилением самозванщины во Пскове, вся западная часть Московского государства попала в руки врагов. Сама Москва оставалась в их власти, а ополчение, собранное для ее освобождения, распадалось, побежденное не врагами, а внутренней рознью. Русские люди оставались без руководителей против сильных врагов государства и общества. Время настало критическое. Опаснее других были поляки, но они же своей оплошностью и помогли оправиться русским людям. После взятия Смоленска король Сигизмунд отправился в Польшу на сейм праздновать вместо того, чтобы идти на помощь польскому гарнизону в Москве. Русские же еще не считали себя побежденными, а свое дело потерянным. Из города в город сообщали известия о событиях, пересылали грамоты, полученные из Москвы или из других мест, писали о том, как следует держаться и поступать русским людям в их тяжелом положении. В этих посланиях заключались целые политические программы. Все поволжские города, горные и луговые, согласились в том, чтобы им «быть в совете и единении», охранять общественный порядок, не допускать грабежей, не заводить усобиц. Во главе был поставлен патриарх Гермоген, человек с чрезвычайной нравственной силой и громадным политическим влиянием. Он раньше всех осознал, что иноземный царь, особенно польский, невозможен в Москве. В городах были свои вожаки – люди, более воодушевленные, яснее и дальше других смотревшие. Много можно насчитать в то время таких деятелей. Одному из них – Кузьме Минину – суждена была главная роль в общеземском движении; другому – князю Дмитрию Пожарскому – пришлось стать всей земли воеводой. 

1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили это? 2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства? 3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему? 

      С первых дней война для народа России стала Отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую армию все, что имели. А враг не мог получить у них ничего – ни за деньги, ни силой. Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота — лишь бы не попали в руки врага. Героизм стал обычным явлением. Зародилось стихийное партизанское движение. Крестьянские партизанские отряды возникли на Смоленщине и в других оккупированных районах России. Партизаны уничтожали вражеских солдат, продовольствие и фураж . Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. И в этой обстановке Александр I издал 6 июля манифест с призывом создать народное ополчение. В тот же день он оставил действующую армию и выехал в Смоленск, где встретился с местными дворянами, которые просили разрешения вооружиться самим и вооружить крестьян. Александр обратился к смоленскому епископу Иринею и попросил его убеждать крестьян вооружаться всем, чем только могут, не давать врагам пристанища, наносить им «великий вред и ужас». Но крестьяне ничего не знали об этом. Их борьба против захватчиков разворачивалась независимо от царских указов. Менее чем за два месяца народы России выставили в помощь своей армии 300 тысяч новых ополченцев. Среди героев партизанской борьбы известно имя крепостного крестьянина деревни Новоселки Духовщинского уезда Семена Силаева. Отряд французских солдат (до 3 тыс.) из Духовщины искал дорогу на город Белый. Ими был захвачен Семен Силаев, от которого они потребовали указать дорогу на Белый. Семен уверял, что дорога непроходима. Ему угрожали расправой, предлагали вознаграждение, но Силаев настаивал на своем: свободного пути на Белый нет, дороги тесны, завалены лесом, мосты разрушены, а партизаны на удобных позициях поджидают их. Французы были вынуждены повернуть назад. Так, благодаря С. Силаеву город Белый и его жители были спасены от разорения и грабежа.

 1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили это? 2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства? 3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему?  Фура́ж – растительный корм, предназначенный для питания животных. 

      К концу октября немцы уже были недалеко от Тулы. Под Москвой сохранялась тяжелая обстановка, кратчайшие пути к городу были открыты. Ставка достаточно быстро смогла перегруппировать силы, подтянуть резервы, чтобы закрыть образовавшиеся в стратегической обороне бреши. Бои на Можайской линии начались с 10 октября. Войска Западного и Резервного фронтов были объединены в Западный фронт – преодолеть оборону советских войск противник не смог. Ему не удалось прорваться к Москве с северо-запада и в центре, он был остановлен на рубежах рек Лама, Руза и Нара. На калининском направлении был создан Калининский фронт, войска которого остановили наступление захватчиков. В середине ноября начались бои в непосредственной близости от города. Группа армий «Центр» все так же превосходила над советскими войсками западного направления. В личном составе – более чем в 3,5 раза, орудиях и минометах – в 4,5 раза, танках – почти в 2 раза. Исключением была авиация. 15–16 ноября перешли в наступление 3-я и 4-я танковые группы «Центр» против войск правого крыла Западного фронта. 23 ноября советские войска оставили Клин. Были захвачены Солнечногорск, Яхрома, Красная Поляна, несколько деревень на восточном берегу канала Москва – Волга, до столицы оставалось около 30 км. К концу ноября – началу декабря в результате контрударов в районах Дмитрова, Яхромы, Красной Поляны и Крюкова советские войска остановили продвижение противника. В ходе Тульской оборонительной операции советские войска не только отстояли Тулу, но и нанесли захватчику существенный урон – он был вынужден перейти к обороне. Героическая оборона Тулы стала важным этапом в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве. К 5 декабря противник почти повсеместно был отброшен на начальные позиции, ноябрьская наступательная операция провалилась. Отстоять Москву помог ряд успешных мер, в частности, значительную роль в отражении наступления противника играл своевременный ввод в сражение стратегических резервов на самых сложных участках. Для надежного управления вводимыми в бой и отходившими войсками создавались боевые участки и боевые группы. Это позволило оперативно сосредоточить усилия различных родов войск в необходимом месте и обеспечить их тесное взаимодействие. Кроме того, срыву наступления противника способствовали активные действия Красной армии на крыльях советско-германского фронта, особенно контрнаступление под Тихвином и Ростовом. 

1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили это? 2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства? 3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему? 

        26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию в связи с созданием Содружества независимых государств и проголосовал за прекращение полномочий союзных органов государственной власти. «В Москве сложилась критическая ситуация с продовольствием… Запасы товаров в розничной и оптовой торговли практически отсутствуют…» (Из письма премьера Правительства Москвы Ю. Лужкова Первому заму Председателя Правительства РСФСР Г. Бурбулису от 31.12.1991). «Сложилась критическая ситуация в части обеспечения населения города продуктами питания по талонам» (Из письма мэра Петербурга А. Собчака Председателю Межреспубликанского экономического комитета И. Силаеву от 15.11 1991). Осень-зима 1991 года стали самыми страшными для народа. Из дневниковых записей тех лет: «6 ноября 1991 г. По всей Москве очереди за хлебом, люди стоят по два-три часа» (Т. Коробьина, 80 лет). Переход к свободной торговле все изменил. На прилавках магазинов появились в изобилии все продукты, но купить могли не многие. Цены в 1992 году выросли в несколько десятков раз. «Подумать только, в моем ближайшем бамовском (пояснение: строителей Байкало-Амурской магистрали) окружении были грузины, латыши, чеченцы, белорусы, украинцы, буряты; в армии рядом со мной были узбеки, туркмены и армяне. И никто из нас не делил друг друга по национальностям, и все мы были одной семьей. А сегодня мы – не семья. Не думаю, что на Всесоюзном референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 года, мои друзья-приятели-знакомые высказали отличную от моей точки зрения и проголосовали против сохранения СССР. Но кто нас услышал?» (Частный день календаря. Из дневника журналиста из Благовещенска Павла Савинкова. Родина. №12, 2021 г., стр. 85). Единство и взаимопонимание всех народов Российской Федерации помогло стране преодолеть тяжелейшую веху истории, и память о 1990-х должна быть в сердце каждого из нас. 

1) К какому времени относятся события в тексте? 2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства?

Анкета

Россия - мировой лидер атомной отрасли

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Цель занятия: знакомство с Северным морским путем и его значением, ролью атомного ледокольного флота в развитии российской Арктики. 

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, научное знание. 

Планируемые результаты 

Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и природному богатству Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества СО Взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к при родным богатствам и наследию страны. 

Предметные: обучающиеся знают о географических, экологических и экономических особенностях Арктики, основные вехи истории Северного морского пути, его расположение; имеют представление об атомном ледо кольном флоте и его значении, о профессиях атомного ледокольного флота. 

Метапредметные: участие в коллективном диалоге; умение сопоставлять и анализировать информацию; овладение базовыми понятиями по теме. 

Перейти по ссылке


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

АНКЕТА

17.10.22

 Цель занятия: расширение представлений обучающихся о музыке, в частности, о русской музыке и русском балете; формирование умений работать с информацией, высказывать и аргументировать свое мнение; развитие эмоционального интеллекта. 
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты 





Интерактивный элемент   Как работать с интерактивным заданием «Лента времени».  Нужно навести мышку на определенную точку «ленты времени», в этот момент активируется изображение.

10.10.2022 

"ДЕНЬ ОТЦА"
Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

4 октября 2021 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об утверждении в России Дня отца – официального праздника, который будет отмечаться ежегодно в третье воскресенье октября. День отца как национальный праздник проходит во многих странах мира.

Посмотрите видеоролик  по ссылке

Мы сегодня говорим о том, что у отца есть важная роль – защитник семьи. Во все времена наши братья и отцы защищали свою Родину, проявляя самоотверженность и истинный героизм. Ещё в царской России существовала традиция: в многодетных семьях старший сын всегда шёл на защиту страны. Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи; так вырастали династии военных в российской армии и флоте.

В современной России продолжается эта традиция – деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны. Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольческие формирования: люди разных национальностей, профессий, возрастов – настоящие патриоты. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса. За прошедшие месяцы мы узнали имена многих героев, патриотов России. Мы всегда будем помнить имена мужественных людей, героически сражавшихся и сражающихся за правду, справедливость, свободу, историческую память!



 

03.10. 2022   

Дорогие ребята!

Произошло очень важное для всех нас историческое событие. На прошлой неделе мы - жители Донецкой, Луганской народных республик, Херсона и Запорожья (наши родители, дедушки и бабушки) приняли участие в референдуме и сделали свой выбор. Мы все практически единогласно решили, что наше будущее в России, что мы хотим быть российскими гражданами. 30 сентября 2022 года в Москве в Большом Кремлевском дворце состоялась церемония подписания договоров о присоединении к России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.

Наше прошлое неразрывно связано с Россией, те земли, на которых мы живем, всегда были российскими. Города Херсон и Запорожье были основаны Екатериной II в 1778 году как центры кораблестроения России. Несколькими годами позже образовались города Луганск и Донецк, ставшие крупными промышленными российскими центрами. Все время наши регионы входили в состав российского государства, и только лишь последние 30 лет существовали отдельно. Давайте вспомним/разберем, что представляет собой референдум. Референдум является формой непосредственного волеизъявления граждан, проводится в форме голосования по какому-либо важному вопросу. Референдум считается состоявшимся, если проголосовало более 50% населения. Несмотря на желание киевского режима помешать волеизъявлению наших граждан, референдумы состоялись. Мы, более 6 млн. жителей Донбасса, Запорожья и Херсонской области, сделали свой выбор - практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации. Вновь российскими стали такие наши крупные города, как Донецк, Мариуполь, Луганск, Мелитополь, Энергодар, Херсон. Мы имеем безоговорочное право определять своё будущее демократическим способом, проголосовав на референдуме. Наше право на самоопределение закреплено в статьях 1 и 55 Устава ООН и сформулировано в качестве «принципа равноправия и самоопределения народов». Западное сообщество не раз признавало решения о присоединении территорий к другим государствам – мировая история содержит сразу несколько таких примеров. Часто такие решения принимались против воли государств, в состав которых входили эти территории. И в значительной части подобных случаев результаты были признаны западными странами, а в некоторых – сами процедуры инициировались и активно поддерживались Западом. В 1991 году референдумы о независимости были проведены в некоторых республиках СССР (Эстонской, Украинской, Грузинской, Молдавской, Туркменской, Армянской и Азербайджанской). Все референдумы были проведены вопреки руководству Советского Союза, тем не менее они были признаны международным сообществом. Самым резонансным примером в новейшей истории стал «косовский прецедент». Решение о выходе автономного края Косово из состава Югославии было принято вопреки воле югославского государства. Сербия по сей день не признает факт выхода Косова. Тем не менее, это не помешало странам Запада признать независимость Косова. Сейчас же мы видим, что США и страны ЕС считают незаконными результаты прошедших референдумов и вхождение наших территорий в состав Российской Федерации, что говорит о проявлении политики двойных стандартов. Присоединение наших территорий к России гарантирует нам безопасность, единые права и обязанности наравне с российскими гражданами. Наш выбор смелый и правильный. Начался новый этап нашей жизни в составе большой и сильной России.


26.09.22

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

 1 октября мы отмечаем Международный день пожилых людей и поэтому сегодняшнюю встречу мы посвящаем людям старшего поколения и их судьбам, неразрывно связанным с судьбой своего народа и семьи; людям, которые прошли длинный жизненный путь и которые подарили свои опыт,мудрость и стойкость обществу; людям, которые о своем возрасте могут сказать: «Мои года - моё богатство».У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро. И в этот день мы выражаем им свою любовь, уважение и почтение.

Праздник является знаком любви и уважения к пожилым людям. Его цель - обратить внимание общественности на актуальную проблему демографического старения и найти возможность для улучшения качества жизни людей преклонного возраста. К категории пожилых людей относятся все мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста. В нашей многонациональной стране традиции почитания старших и преемственности поколений очень сильны и являются неотъемлемой частью семейного воспитания. Например, в Республике Татарстан одной из характерных особенностей является глубокое уважение к предкам и старшим, поэтому особым почтением в семье пользуются дедушка и бабушка. На Кавказе этикет уважения и почитания старших вытекает из авторитета отцовства, что восходит к древнему культу предков. В Республике Ингушетия говорят: «Кто чтит предков, тот возвышает свою честь». В Российской Федерации повышение качества жизни пожилых людей является одним из приоритетных направлений государственной политики. В разных регионах страны реализуются образовательные программы для людей почтенного возраста.

Перейти по ссылке

19.09.22

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 




12.09.22
"НАША СТРАНА – РОССИЯ"
Сегодняшний разговор о важном я хочу начать с обсуждения вот какого вопроса. Каждое поколение людей живёт в своём времени, переживая и его достижения, и трудности. Это нельзя изменить. И как нельзя выбрать время, в котором живёшь, так нельзя выбрать и Родину, место, где родился. И семья, к которой принадлежишь, язык, на котором говоришь и мыслишь, народ, частью которого являешься, и составляет понятие Родина. И от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадётся на части и исчезнет.

Любая страна - это люди, ее населяющие, и от их отношения, любви и труда зависит ее процветание. Чувство патриотизма, ответственности за судьбу Родины всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество содержит богатейший материал для воспитания дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Чувством патриотизма проникнуто “Слово о полку Игореве”, древнерусский памятник словесного искусства, пушкинская поэма “Полтава” и роман «Капитанская дочка», лермонтовское стихотворение «Бородино», гоголевская повесть «Тарас Бульба». Все убеждают нас в глубокой любви к родной земле и переживаниях за ее судьбу.

Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».

Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.

В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта было острым оружием в борьбе с врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза.

Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тыла - то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.

На фронте и в тылу звучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева- Кумача, А. Суркова, А. Твардовского.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее любви и верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.

Замечательный русский философ Василий Розанов сказал: «Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами, помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что - всё в ваших руках!

                                      Задание «История моей страны»

Во времена особых испытаний люди особенно ярко проявляют патриотические чувства, свои лучшие качества.

Вспомним некоторые значимые исторические события. Предлагаю выполнить  задание «Лента времени»

Рассмотрите ленту времени и определите, что происходило в различные годы нашей истории. Вспомните о подвигах русского народа во имя своей Родины.

СОБЫТИЕ ДАТА

А) Невская битва 1) 1240

Б) Ледовое побоище 2) 1242

В) Куликовская битва 3) 1380

Г) Освобождение Москвы от 4) 1612

польских интервентов 

Д) Русско-турецкая война 6) 1812

Е) Отечественная война 7) 1914 -1918

Ж) Первая мировая война 8) 1941-1945

З) Великая Отечественная война5) 1787-1791



17.10.2022

                                                                   ДЕНЬ МУЗЫКИ

  День музыки ежегодно отмечается 1 октября. Этот праздник придумал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур и отправил в ООН письмо, в котором предложил создать подобное торжество. В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник. В России Международный день музыки официально начали праздновать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Теперь день 1 октября стал праздничной датой для музыкантов во всём мире.

Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки и акции просветительского характера, что способствует цели распространения музыки как искусства в самых разных сообществах.

  Представить жизнь без музыки невозможно - она везде. Музыка сопровождает нас в радости и в горе. Мы наслаждаемся звуками, которые издаёт окружающая нас природа: пение птиц, шум ветра, шорох и шелест листьев, журчание ручья. Но как и когда появилась музыка? Точную дату нам, пожалуй, никто не сможет назвать. По теории знаменитого английского учёного-натуралиста и путешественника Чарльза Дарвина, язык людей возник не из слов, а из пения. Так что музыка появилась задолго до того, как люди стали разговаривать.

  • Музыка — особенный вид искусства, полный чарующих звуков, проникающих в наши сердца, наполняя их чувствами. Как вы думаете, кто создаёт музыку?

Музыка сопровождает нас всю жизнь. Мир музыки разнообразен: музыка звучит в спектаклях, фильмах, на концертных площадках. Этот удивительный мир чарующих звуков радует нас в праздники, грустит вместе с нами и наполняет красками нашу жизнь, учит нас чувствовать. Чтобы музыка состоялась, нужны те, кто её сочинит, исполнит и услышит. А как, по-вашему, можно ли услышать музыку природы?



24.10.22

     Традиции и семейные ценности в культуре народов России

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.

Семейные ценности – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные ценности русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков.

Начнем с того, что семейные ценности России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях.
Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка.

А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.

И, конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки  соблюдают некоторые обычаи из давних времен.


08.11.2022

                                         Мы едины - мы одна страна!

Этот праздник называется Днем единения и согласия. У каждого народа своя история. История страны древняя, богатая событиями. Русь-матушка всегда славилась героями своими. 4 ноября 1612 года – день освобождения Москвы от польских захватчиков.

Князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин подняли народ новгородский на защиту нашей Родины. Но пока они до Москвы добирались, много к ним еще народу присоединилось. Шли они с верой в Бога и в то, что обязательно освободят свою Родину от захватчиков. Объединившись в большое войско, славную победу они одержали! Ведь в единении сила немалая! Вот почему 4 ноября признано Днем единства и согласия России. Еще этот день совпадает с праздником для всех православных христиан – Днем иконы Казанской Божьей Матери. И она, как настоящая мама, молится за всех нас вне зависимости от национальности и веры

Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Перед нами Российская Федерация – это единство и многообразие народов страны. Наше общество представляет собой пеструю мозаику из граждан, которые различаются между собой по нации и религии. Но только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Здесь всегда дружили, уважали друг друга: русский и башкир, татарин и чуваш, украинец и мариец. У каждого народа есть свои традиции, своя национальная культура, свои песни и танцы.

В нашей жизни и в обществе существует многообразие. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей, таких как Родина, семья, дружба, мир, любовь. 










Комментариев нет:

Отправить комментарий

  29.06.2023 Группа 408 Предмет: Обществознание  Тема урока: Формы государства  Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока.  ...