15.09.2022
Группа 510
Предмет: Профессиональная этика и культура вождения
Тема урока: Индивидуальные качества водителей
Цель урока: изучить данную тему, выполнить задания в конце лекции.
Этические основы деятельности водителя.
Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:
- здоровье;
- любовь и семья;
- безопасность и уверенность;
- материальный достаток.
Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.
На другой чаше весов наши мимолетные стремления:
-получение удовольствия;
- внимание окружающих;
- одобрение сторонних людей;
- мнимая свобода.
Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.
Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!
Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму.
Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня.
В большинстве случаев зависит от Вас, где и с кем Вы сегодня проведёте ночь и завтрашний день.
Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь.
Дисциплинированность – знание и строгое соблюдение Правил дорожного движения. Проявляются в:
- уважении других водителей;
- пешеходов;
- в культуре поведения на дороге;
- в соблюдении технических правил эксплуатации автомобиля.
Недисциплинированность – сознательное нарушение известных Вам правил и ограничений..
Люди, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и на дорогах.
Начиная обучение в автошколе, задайте себе вопрос: для чего я это делаю?
- я думаю, что это круто;
- я думаю, что мне это пригодится в жизни;
- я хочу быть таким же, как и все успешные люди.
Такая логика ошибочна. Значит, истинная цель не ясна. И, как следствие, возникает легкомысленны подход к обучению вождению.
В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения.
Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи.
Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытостьполучения новых знаний и навыков.:
- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.
Всё это не способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.
Личность - это совокупность индивидуально выраженных морально-ценностных, психических и физических, врождённых и приобретённых свойств человека.
К основным свойствам личности относятся: потребности, направленность, интересы, способности, темперамент, характер.
Потребности - называется психическое состояние, переживаемое человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо. Потребности делятся на материальные (пища, одежда, жильё) и духовные (труд, общение с людьми, приобретение знаний).
Направленность личности – это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его деятельности. В зависимости от сферы проявления различают морально-идеологическую, профессиональную и бытовую направленность.
Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими.
Способности – это индивидуальные способности психики, от которых зависит успешность какой-либо деятельности.
Различают общие и специальные способности.
Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности.
Специальные способности– это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности.
Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:
- хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений;
- лёгкость формирования двигательных навыков;
- высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства;
-скорость и точность сенсомоторных реакций;
- быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;
- хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания;
- хорошая зрительная и оперативная память;
- высокая готовность памяти;
- настойчивость, решительность, смелость, терпение;
- эмоциональная устойчивость;
- самообладание, дисциплинированность;
- инициативность и сообразительность.
На поведение человека в любой ситуации неминуемо влияет его темперамент.
Слово темперамент в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей» (ввёл Гиппократ).
Типы темперамента.
Тип | Описание |
Холерик («желчь») | Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. |
Сангвиник (кровь, жизненная сила) | Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. |
Флегматик («слизь») | Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью. |
Меланхолик («чёрная желчь») | Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции. |
Сангвиник – сильный, активный, выносливый, быстро переключает внимание, быстро принимает решения, доброжелательный, любит риска. Поэтому сангвиник водит автомобиль энергично, с хорошей динамикой. Он способен долго оставаться за рулём, долго сохранять адекватную оценку дорожной ситуации. Однако его личная импульсивность может приводить к ошибочной оценке дорожной ситуации.
Флегматик – сильный, устойчивый, выносливы, медленно переключает внимание, медленно принимает решения, доброжелательный. У него спокойный и уверенный стиль вождения. Высокая скорость на дороге флегматику противопоказана из-за низкой скорости его мозговых процессов. Флегматик редко рискует ради удовольствия.
Меланхолик – слабый, неустойчивый, истощаемый, сложно принимает решения, тревожный, осторожный, за рулём он себя ведёт нервно и неуверенно. Теряется в интенсивном потоке мегаполиса.
Холерик – нездоровая агрессия, обилие лишних движений и стремление произвести впечатление.
Факторы риска при вождении автомобиля.
У человека не зависимо от его темперамента, всегда присутствует склонность к риску. Если он находится в компании, то склонность к риску возрастает. При действиях в одиночку его склонность к риску снижается. Так же склонность к риску снижается с опытом и возрастом.
Рискованный стиль вождения:
- резкий старт и торможение;
- частые перестроения без необходимости;
- действия в расчёте «на удачу»;
- желание вовлечь в свои дорожные игры других водителей;
- «рваный» стиль вождения очень опасен и не имеет ничего общего с популярным «спортивны» стилем. Кроме того, он ведёт к неопределённо большому расходу топлива.
Низкая внутренняя самооценка человека всегда толкает его на самоутверждение за счёт автомобиля:
- выбор престижной марки автомобиля;
- выбор привлекательного цвета автомобиля;
- выбор мощной аудио системы автомобиля.
Как правило под этой маской скрывается неуверенный в себе человек, требующий ежеминутного признания своей значимости.
Что влияет на формирования стиля вождения?
- Социальное окружение, родственники и друзья, которые могут негативно повлиять на формирование навыков вождения (внедряя идеи о вседозволенности на дороге).
- Иррациональные идеи поведения «русского» водителя: со мной этого не случится; все водят машину хуже меня; все знают правила хуже меня; не знаю как все, но я тороплюсь.
- Автореклама, основанная на агрессии.
- Киноиндустрия.
Водитель должен уметь распознавать на дороге других водителей, относящихся к опасным категориям по следующим признакам:
- агрессивный или «рванный» стиль вождения;
- неуверенный стиль вождения;
- водитель такси или маршруток;
- водители служб доставки;
- неместные водители;
- начинающий водитель;
- автомобили имеющие внешние повреждения.
Этика водителя.
Основные причины низкого уровня безопасности дорожного движения:
- меры по совершенствованию управления дорожным движением отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей;
- социально-психологический климат в дорожном движении оставляет желать лучшего.
Этика –философское исследование морали и нравственности. Термин «этика» употребляется для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима как важный элемент взаимодействия на дорогах.
Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами в ущерб другим участникам движения. Оно напротив, предполагает помочь другим участникам движения, чтобы в итоге помочь себе:
- Не ослепляй дальним светом фар.
- Уступайте, даже имея преимущество в движении.
- Правило пропуска – «через одного».
- Двигайся строго по обозначенным полосам.
- При интенсивном движении не меняйте полосу без необходимости.
- По возможности освобождайте левые полосы движения.
- Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.
- Оказывайте помощь при обгоне: обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий.
- Будьте понятны и предсказуемы в своих действиях.
- Внимательно относитесь к пешеходам.
Этичное поведение – это осознание, что люди могут иметь притуплённое чувство опасности в том числе, и на дороге, а именно:
- сотрудники ГИБДД;
- дорожные рабочие;
- пожилые люди;
- дети.
При парковке не закрывайте пожарные гидранты и люки.
Паркуясь помните о других водителях.
Этичное поведение так же предполагает:
- Что при парковке своего автомобиля, надо думать и о других водителях;
- Не садитесь за руль при болезненном состоянии, поскольку оно снижает реакцию водителя на дороге;
- Водитель берёт ответственность на себя за жизнь и здоровье своих пассажиров.
И ещё если можно отказаться от поездки – откажись!
И самое главное – уступай дорогу автомобилям экстренной помощи!
Задание:
- Прочитай лекцию.
- Ответь на вопросы в тетради:
- Ваш тип темперамента.
- Какие особенности Вашего вождения характерны при Вашем темпераменте?
- Назови категории участников дорожного движения, требующие особого внимания?
- Как могут повлиять на стиль Вашего вождения Ваши близкие?
- Какое влияние оказывают на водителя киноиндустрия и реклама?
- Невербальный язык общения на дороге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий