среда, 19 октября 2022 г.

 19.10.2022

Группа 508

Предмет: Обществознание

Тема урока: Основные институты общества 

Цель урока : изучить данную тему, ответить на вопросы. 

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.

Институты необходимы для:

  • объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

  • закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

  • нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

  • формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

  • социализации личности

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на пе­редачу объективной реальности через субъективные переживания с по­мощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрак­тно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установ­ленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социаль­но-политическую реальность и формирующая к ней отношение, ис­пользуемая политической элитой для воздействия в своих целях на мас­совое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую струк­туру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребно­сти в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные по­требности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в про­цессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потреб­ности служат показателем развития личности: чем больше духовных по­требностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это произ­водство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные обще­ственные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага не­исчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

  1. Функции и особенности социальных институтов

Так как социальные силы и интересы сложны, противоречивы и взаимосвязаны, то не всегда можно предвидеть последствия какого-либо отдельно взятого действия. Поэтому в деятельности любого института выделяются как явные функции, которые определяются как признанные цели института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, или, если они и признаны, считаются побочным продуктом

Для осуществления той цели, для которой он был создан, каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего, следующие явные функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт имеет систему правил и норм поведения своих членов, подкрепленных социальным контролем. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальных отношений и социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция - обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. С помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизованное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих людей.

3. Интегративная функция - включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

Интеграция предполагает три основных элемента:

  • консолидацию или совмещение усилий;

  • мобилизацию, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

  • конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция Общество и его институты не могли бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри него, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов.

Дисфункции в деятельности социальных институтов и социальная дезорганизация общества.

Контрольные вопросы

  1. Проанализируйте организацию как социальную систему.

  2. Раскройте понятие «цель социальной организации» и их ранжирование.

  3. Каковы цели, задачи и функции социальных институтов и их роль в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека?

  4. Какие основные социальные институты, которые существуют в любых цивилизованных общественных системах?

  5. Как вы понимаете термин «социальный институт»?

  6. Какие существуют виды социальных институтов, их функции?

  7. Каковы основные функции социального института?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  29.06.2023 Группа 408 Предмет: Обществознание  Тема урока: Формы государства  Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока.  ...