воскресенье, 29 января 2023 г.

                                                                Группа 306 "Математика"

Тема занятия: "Иррациональные уравнения"

Иррациональными называются уравнения, которые содержат переменную под знаком корня.

Например.

При решении иррациональных уравнений их пытаются свести к рациональным уравнениям. Мы знаем, что обратная операция к извлечению корня – это возведение в степень. Поэтому большинство иррациональных уравнений решается однократным или многократным возведением обеих частей уравнения в некоторую степень.

Мы знаем, что при возведении в чётную степень Поэтому при возведении обеих частей уравнения  в чётную степень мы получим уравнение решая которое мы найдём не только корни исходного уравнения, но и корни уравнения  Поэтому при таком способе решения необходимо либо оговаривать знаки функций  до возведения в степень, либо в конце сделать проверку – подставить полученные значения в исходное уравнение и проверить, являются ли они его корнями.

Например, если возвести уравнение  в квадрат, то получим корни которого При проверке выясняется, что  не является корнем исходного уравнения. Поэтому если при решении иррационального уравнения мы будем возводить обе части в чётную степень, то в конце обязательно будем выполнять проверку.

При возведении в нечётную степень таких проблем не возникает, так как минус при возведении в нечётную степень снова даёт минус. Например, уравнения  и  равносильны, так как имеют одинаковый действительный корень .

Первый тип иррациональных уравнений, который мы рассмотрим:

.

Алгоритм их решения следующий:

1) Возводим обе части уравнения в n-ю степень:

,

.

2) Находим корни уравнения, полученного на первом шаге алгоритма: .

3) Выполняем проверку (если  – чётное). Подставляем каждый корень в исходное уравнение. Если получаем верное равенство, то корень подходит. Если неверное равенство, то нет.

Пример

Решить уравнения:

1)  ,

2) ,

3)  ,

4)   – уравнение типа B7.

Решение

1)      В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:

Решаем полученное уравнение:

.

Выполним проверку. Подставим найденный корень  в исходное уравнение.

.

Значит, корень 3 подходит.

2)      В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:

Выполним проверку. Подставим найденный корень  в исходное уравнение:

,

.

Значит, число  не является корнем исходного уравнения. Таким образом, уравнение решений не имеет.

На самом деле то, что уравнение  не имеет решений, можно сказать сразу. Так как в левой части стоит квадратный корень, а он принимает только неотрицательные значения, а в правой части стоит  – отрицательное число.

3)      В левой части стоит корень третьей степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения в третью степень:

Так как степень корня нечётная, проверку можно не выполнять.

4)      В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:

Воспользуемся правилом пропорции

Выполним проверку. Подставим найденный корень  в исходное уравнение:

.

Значит, число  является корнем исходного уравнения.

2. Решение уравнений вида  и 

Такие уравнения решаются по тому же алгоритму, что и уравнения вида  для :

1)      Возводим обе части уравнения в квадрат.

2)      Решаем полученное уравнение.

3)      Выполняем проверку.

Пример

Решить уравнения:

1)       – уравнение типа B7,

2)      ,

3)      .

Решение

1)      Возводим обе части уравнения в квадрат:

Получили квадратное уравнение. Решим его:

Выполним проверку:

               

.

               

.

Ответ: .

2)      Возводим обе части уравнения в квадрат.

Выполним проверку.

                  ,

                                               .

Ответ.

3)      Возводим обе части уравнения в квадрат.

Получили квадратное уравнение. Решим его:

Выполним проверку:

                  

                                               

Обратите внимание: несмотря на то, что мы получили одинаковые выражения, 2 не будет корнем исходного уравнения, так как  не определен (корень чётной степени из отрицательных чисел не определён):

               

                                               

Ответ.

3. Решение уравнений вида  и 

Пример

Решить уравнения:

1)      ,

2)      .

Решение

1)      Возведём в квадрат обе части уравнения:

.

В левой части уравнения воспользуемся формулой:

Перенесём все слагаемые, кроме того, которое содержит корень, в одну часть уравнения:

Мы получили уравнение видаС его решением мы уже знакомы.

Возводим в квадрат обе части уравнения:

Получили квадратное уравнение. Решим его:

Выполним проверку. Подставляем корни в исходное уравнение:

               

                               .

  

                               .

Ответ.

2)      Возведём в квадрат обе части уравнения:

Перенесём все слагаемые, кроме того, которое содержит корни, в одну часть уравнения:

Снова возведём обе части уравнения в квадрат:

Выполним проверку:

           

                               .

  

                               

Ответ.

4. Решение иррациональных уравнений методом замены переменных

Пример

Решить уравнения:

1)      

2)      

3)      

Решение

1)      В уравнении переменная  встречается только в выражении . Это подсказывает нам сделать замену . В этом случае мы избавимся от переменной  и получим дробно-рациональное уравнение относительно переменной , которое мы уже умеем решать:

.

Найдем ОДЗ.

Знаменатель дроби не должен равняться нулю.

ОДЗ:     

                               

Теперь перенесём все слагаемые в одну часть уравнения и приведём их к общему знаменателю:

Избавимся от знаменателя, домножим на него обе части уравнения:

Теперь выполним обратную замену:

                

                 

Ответ.

                                      Выполнить упражнения по учебнику:  "Алгебра 10-11 класс

                                                     №153, 154, 155 стр 62

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  29.06.2023 Группа 408 Предмет: Обществознание  Тема урока: Формы государства  Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока.  ...