Группа 403 "Математика"
Тема занятия: "Умножение вектора на число"
Произведение ненулевого вектора на число k – такой вектор
, длина которого равна
, причем векторы
и
сонаправлены при
и противонаправлены при
. Произведение нулевого вектора на любое число – это нулевой вектор.
Пусть задан вектор (см. Рис. 1). Вектор
– это вектор, направленный в ту же сторону, но длина его в два раза больше.
Вектор имеет длину, в два раза большую, чем вектор
и ему противонаправлен.
Рис. 1
Законы умножения
Законы, которым подчиняется операция умножения вектора на число:
– сочетательный закон;
– первый распределительный закон;
– второй распределительный закон.
Решение задач
Анализ данных законов показывает, что действия с векторами аналогичны действиям с алгебраическими выражениями.
Пример 1 – упростить выражение:
Раскроем скобки:
Приведем подобные:
Пример 2: Дан отрезок АВ (см. Рис. 2). Точка С – середина отрезка, точка О – произвольная точка плоскости. ,
. Доказать, что вектор
.
Решение:
1 способ: применим правило треугольника и выразим вектор как сумму двух векторов:
С другой стороны:
Получили систему двух уравнений:
Рис. 2
Сложим уравнения системы:
, так как С – середина АВ, значит, модули данных векторов равны, но они противонаправлены, значит, их сумма – это нулевой вектор.
Получаем:
Поделим обе части на два:
Что и требовалось доказать.
2 способ:
Раскроем скобки и приведем подобные:
Пример 3: Доказать, что средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.
Мы знаем, что средняя линия трапеции соединяет середины ее боковых сторон, кроме того, мы знаем, что основания трапеции параллельны.
Воспользуемся правилом многоугольника и выразим вектор как сумму векторов:
Рис. 3
С другой стороны,
Получаем систему уравнений:
Выполним сложение уравнений системы, получаем:
Векторы противоположны и дают в сумме нулевой вектор, так как М – середина АВ, то есть модули данных векторов равны, кроме того, очевидно, что они противонаправлены. Аналогично векторы
дают в сумме нулевой вектор. Таким образом, получаем:
Поделим обе части на два:
Таким образом, мы доказали, что средняя линия равна полусумме оснований. Кроме того, равенство вектора сумме
говорит о том, что прямая MN параллельна основаниям трапеции.
Итак, в данном уроке мы изучили операцию умножения вектора на число и сформулировали законы умножения. Кроме того, мы научились применять факты о векторах к решению различных задач.
Выполнить по Учебнику: "Геометрия 10-11 класс"
Комментариев нет:
Отправить комментарий